Идеология и воспитание

     Государство и государственное устройство призваны обеспечить структурность, планомерность и содержание человеческой жизни и развития конкретной личности. Государство выступает в качестве социального института, в котором человек осваивает нормы поведения и деятельности, осознает свои права и обязанности в отношении других людей, вносит свой вклад в социальное, экономическое, политическое, нравственное развитие общества. Любое государство сильно законами, общими правилами, целями, стратегией развития, определенной идеологией. Без идеологии государственное развитие представляет собой спонтанный, а иногда и, хаотичный процесс. Естественно, отсутствие четко прописанной и представленной позиции страны не может не сказаться на позиции личности, ее идеалах, убеждениях, ценностях, на ее отношении к собственному государству. Позиция страны — это, прежде всего, ее политика и идеология по отношению к другим странам и народам и к собственным гражданам, своему народу. Идеология призвана мобилизовать и объединить общество, способствовать гражданскому согласию, если в ее основе лежат общечеловеческие ценности и национальные интересы. Сегодня в условиях развития именно белорусской государственности необходимо описать систему идей, взглядов, представлений, установок о целях развития белорусского общества и конкретного человека;  предложить пути и средства достижения этих целей; определить содержание идеалов, ценностей, интересов и потребностей, мотивов, побуждающих человека действовать в интересах государства. Определение содержания идеологии и направлений идейно-воспитательной работы должно, прежде всего, учитывать прошлый, позитивный опыт идеологического воспитания масс, который включал в себя мощную систему социальной защиты человека, систему его морального стимулирования, систему деятельности средств массовой информации, отражающих и популяризирующих интересы страны, общества, человека труженика. 
    Идеологическое воспитание подрастающего поколения — это возможность создания базиса личности, формирования направленности, определяющей отношение человека к происходящим событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание человеком себя, своего места в обществе.
       Идеологическая работа строится на следующих принципах:
  • профессионализм и компетентность – подготовка, профессиональное обучение специалистов в области идеологической работы и привлечение их к работе с населением. Глубокое понимание ими сущности, содержания и основных направлений идеологической работы с учетом социально-демографических и индивидуально-психологических особенностей различных категорий населения. Компетентность работников предполагает совершенное владение ими методами, приемами работы, стремление к использованию многообразных форм и обновлению содержания идеологической работы в условиях переходного периода;
    • целостность и системность – активное привлечение к идеологической работе всех органов государственного управления, общественных организаций и объединений, СМИ, налаживание сотрудничества с различными социальными институтами. Целостность, системность идеологической работы проявляется в ее всеобъемлющем характере, повседневном присутствии в учебной, трудовой и досуговой деятельности;
      • деятельность –  максимальная приближенность идеологической работы к конкретным делам, поступкам, акциям и действиям. Результаты этих форм активности являются осязаемы для граждан, они имеют реальную пользу для конкретного человека. Деятельный подход предполагает включенность населения в идеологический процесс. Данный принцип не допускает конъюнктурности в идеологической работе, получения личной выгоды, расхождения слова и дела. Отвергает фразы и лозунги, неподкрепленные конкретными поступками и делами.
    Совершенствование идеологической работы в Республике Беларусь на современном этапе развития имеет первостепенное значение для построения сильной и процветающей Беларуси. Эффективная идеологическая работа необходима для формирования ясного понимания гражданами страны целей социально-экономической политики, проводимой руководством республики, понимания как общих, так и текущих задач современного этапа государственного строительства. Целью идеологической и воспитательной работы с учащимися в современных условиях является привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности и формирование активной гражданской и личностной позиции молодежи в становлении сильного и авторитетного государства.
        Основные задачи:
1. Скоординированное взаимодействие участников педагогического процесса, государственных и общественных организаций, семей самих учащихся по обеспечению условий для эффективной идеологической и идейно-воспитательной работы в условиях учреждения образования.
2. Формирование у учащихся системы знаний, понимания исторической и причинной обусловленности происходящих событий и явлений, представлений о роли личности в истории и ее ответственности за мир, природу, окружающую среду, гражданское общество, коллектив, свою семью, за самою себя.
3. Мониторинг и анализ качества и действенности идеологической в идейно-воспитательной работы в условиях учебного заведения и ее осуществление на основе данных об уровнях личностного и социально-психологического развития учащихся.
4. Формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентации, мотивации поведения через увлекательные для учащихся формы активности, социально одобряемую и результативную деятельность на благо страны, своей семьи; через проявление и поддержку молодежных инициатив, связанных с основными вехами в развитии Беларуси, через проявление заботы о старших, через приумножение экономических, политических, миротворческих, культурных, спортивных и других достижений нашей страны.
5. Развитие национального самосознания и гражданской позиции в условиях учебного процесса, внеклассной и досуговой деятельности учащихся.
6. Развитие навыков ориентированного поведения и межличностного общения, лидерских качеств, активной личностной и социальной позиции.
7. Формирование ответственного поведения, умения противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям; развитие навыков здорового образа жизни, самодисциплины.
8. Формирование любви к Родине и гордости за свою страну.
         Годовой план идеологической и воспитательной работы определяет основные задачи и приоритетные направления работы педагогического коллектива в соответствии с проблемами, выявленными в процессе мониторинга качества идеологической и воспитательной работы в колледже за предыдущий учебный год. Основными целями работы на учебный год были:
1. Привитие учащимся основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, формирование активной гражданской и личностной позиции молодежи в становлении сильного и авторитетного государства.
2. Содействие развитию личности учащегося, его социализации, гуманизации, демократизации, исходя из истории, культуры, традиций и обычаев Республики Беларусь.
3. Формирование на этой основе у учащихся общечеловеческих и гуманистических ценностей и идеалов, соблюдение традиций и ритуалов, сформированных в учреждении, включение учащихся в активную деятельность.
       

       Анализ уровня воспитанности личности проводится по следующим критериям:

Идейная убежденность
Методы и методики:                                                                                                                     

1.Анализ успеваемости учащихся
2.Анкета «Выявление направленности личности»
3.Диагностика мотивационной сферы личности
4.Анализ участия учащихся в информационных часах

Гражданственность и патриотизм
Методы и методики изучения:1.Анализ правонарушений и преступлений
2.Учетная карточка несовершеннолетнего правонарушителя
3.Учетная карточка несовершеннолетнего учащегося, стоящего на ВЛК
4.Опросник Н.С. Пряжникова «Самооценка нравственности, гражданственности»
5.Анкета «Идейное воспитание»

Коллективизм
Методы и методики изучения:
1.Статистический и качественный анализ участия учащихся в коллективных и общественных делах
2.Тест «Общительность»
3.Методика ценностных ориентаций
4.Анкета «Климат»

Трудолюбие
Методы и методики изучения:
1.Анализ успеваемости учащихся
2.Анкета «Выявление направленности личности»
3.Анкета «Потребность в достижениях»
4.Анализ участия учащихся в работе кружков, секций, клубов
5.Педагогический анализ участия в КТД

Нравственность
Методы и методики изучения:
1.Анализ выполнения учащимися правил внутреннего распорядка
2.Тест «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»
3.Тест «Размышляем о жизненном опыте»
4.Методика изучения социализированности личности учащегося.

Навыки ЗОЖ
Методы и методики изучения:
1.Анкета «Что вы знаете о здоровом образе жизни»
2.Анализ участия учащихся в работе спортивных кружков, секций, клубов
3.Анализ участия учащихся в массовых спортивных мероприятиях
4.Анализ качества организации питания
5.Анкета «Проблема алкогольной зависимости»
6.Тест «Мотивация потребления алкоголя»

Готовность к семейной жизни
Методы и методики изучения:
1.Анкета «Выявление установок и ценностных ориентаций учащихся, связанных с созданием семьи»
2.Анкета «Чья очередь мыть посуду?»
3.Анкета «Взаимоотношения в семье»
4.Методика «Характер распределения обязанностей в родительской семье».

    Колледж взаимодействует с отделом идеологии и с отделом по делам молодёжи. Проводятся совместные акции, идеологические конференции, учащаяся молодежь привлекается к уходу за могилами и местами захоронения защитников Отечества. В учреждении постоянно проводится акция «Милосердие» по оказанию шефской помощи ветеранам войны, труда, инвалидам и престарелым гражданам, семьям погибших воинов, нуждающихся в помощи. Учащиеся участвуют в акциях «За Беларусь!», «Чистый город – чистая Беларусь», «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся», «Посади дерево», «Здоровый я – здоровая страна», «Мы - наследники Победы» и др.
       В идеологической и воспитательной работе участвуют государственные и общественные деятели, известные деятели искусства и другие авторитетные люди. Организация, оснащение и методическое обеспечение курса «Основы идеологии белорусского государства» находится на должном уровне. По данному курсу разработаны лекции, практические занятия, презентации, интерактивные уроки. В колледже регулярно проводятся Единые дни информирования. Создана информационная группа, которая знакомит коллектив с важными вопросами общества и государства. При проведения Единых дней информирования используются современные формы и методы: дискуссионные качели, конференции, правовые форумы.
    В колледже оформлен уголок государственной символики Республики Беларусь. Государственная символика имеется в учебных кабинетах, библиотеке, актовом зале, конференц-зале, в общежитии. Оформлены стенды «БРСМ», "Уголок правовых знаний", «Здоровый образ жизни: модно и перспективно», "Профсоюзная организация", "Автограф на карте родной Беларуси". Также постоянно действуют тематическая выставка по основам идеологии белорусского государства и уголки, отражающие важнейшие события и памятные даты. Оформлен стенд «Уголок избирателя». В рамках воспитательных мероприятий проводятся встречи с интересными людьми, ветеранами труда и войн, передовиками производства.

поделиться в: